альтернативный текст

Вознесенськ

інтернет-портал територіальної громади

Стаття Валентина Бойка про перспективи децентралізації, бачення Миколаївської ОДА та здоровий глузд або його відсутність

Пропонуємо до уваги читачів статтю від Валентина Бойка, який досить довгий час очолював Миколаївський центр розвитку місцевого самоврядування (МЦРМС). Установа весь час опікувалась процесом реформи децентралізації. Тому думка спеціаліста є більш ніж авторитетною в цьому напрямку. Зі свого боку керівництво Територіальної громади міста Вознесенська повністю підтримує бачення МЦРМС щодо реалізації децентралізації у Миколаївській області. Далі розміщуємо статтю в оригінальному вигляді та мовою автора.


Снова о территориальном устройстве.

На прошлой неделе 21-22 ноября в четверг и пятницу состоялась встреча главы Николаевской областной государственной администрации (далее - ОГА) с председателями сельских советов, представителями районной власти, целью которой было обсудить и принять в рамках работы над Перспективным планом окончательное решение по будущему административному устройству Вознесенского, Еланецкого (четверг), Первомайского, Очаковского и Николаевского районов (пятница). По результатам встречи главой государственной администрации принято предварительное решение оставить в силе раннее внесенное предложение ОГА по этим районам, исключение - Еланецкий район, который решено оставить в формате "один район - одна громада". Для справки: Перспективный План формирования территорий громад - это окончательное видение государством административно-территориального устройства страны на ближайшие десятилетия.
Мое присутсвие на данном меропрятии можно обозначить как осведомленного, небезразличного гражданина, т.к. накануне истек срок действия моего контракта директора, к тому же сеть Центров развития местного самоуправления ликвидирована по всей Украине.
В первый день заседания активно участвовал в обсуждении, но быстро понял, что видение и подходы, на которых строилась работа нашего Центра в соответствии с рекомендациями Минрегиона, в общем хоре разномнений не находят понимания, потому достичь разумного диалога не получилось. Поскольку свои экспертные предложения Центр официально предоставил еще в мае текущего года, пришлось этим и ограничиться.
В результате встречи и заслушивания мнений присутствующих победил украинский бизнес: как работодатель, лоббист, манипулятор и субъект влияния. Т.е. инициатива снизу. Еще эти два дня запомнятся тем, что практически никто из присутствующих в своих суждениях не руководствовался Методикой формирования самодостаточных территорий громад утвержденной Кабинетом Министров Украины от 8 апреля 2015 г. № 214 (далее Методика). Удивительное, как по мне, исключение - "еланецкий вопрос" по которому наши предложения, базировавшиеся на Методике, совпали с решением головы ОГА .
Как человек достаточно осведомленный в административно-территориальном устройстве, хочу обозначить, что политика вокруг территориального устройства страны - это не результат принятого решения на уровне собрания в клубе или сельсовете, не опрос общественного мнения и тем более не раздача вожделенной и экзальтированной аудитории территорий как пряников. Это сфера деятельности ученых и экспертов, а любое отклонение от Методики и ключевых позиций реформы децентрализации - ползущая тенденция к феодализации страны и создание "именных" громад.
То, что по результатам встречи города областного подчинения Очаков, Первомайск и Вознесенск, они же районные центры и долгие десятилетия источник всех административных и социальных услуг в своих районах, оказались в тисках значительно меньших, но укрупненных по Перспективному Плану сельских советов пусть со здоровыми амбициями, но с абсолютным отсутствием необходимых ресурсов для оказания услуг населению, говорит о том, что вопрос понимания реформы пока не доработан!
Утверждаю ответственно - абсолютный миф, будто наши граждане, проживающие в сельской местности, боятся административно объединяться с городом. Особенно странно звучат подобные мифичные домыслы в отношении населения проживающего на расстоянии до 20-30 км от города. Извините, но жители пригорода и более дальних сел давно интегрированы в сеть городских услуг! В городе есть работа и не только! - посмотрите на трафик движения людей и транспорта вокруг городов каждое утро и каждый вечер! Вы еще не стоите в транспортных пробках? - поздравляю! Тем временем мифом об антагонизме города с селом умело манипулируют: несложно раскусить, что кричаще низкая плотность населения Николаевской области, разобщенность, бедность, тотальная безработица и колоссальные водные и земельные ресурсы, - идеальная почва для влияния и контроля.
Может, начнем менять взгляды! И там, где есть исторически сложившиеся "центральні садиби" - центры районов с рабочими местами, больницами, лицеями и школами, ЦНАПами, рынками, музыкальными школами, банками, фондами, структурами государственной власти ... оставлять их административными центрами укрупненных громад с разумными границами в радиусе 15-25 км. Так живет весь мир, в котором реформы признаны успешными. А созданные громады работают как локомотив развития территорий.
Далее.
Для справки: село Бугское находится не далеко от г. Вознесенска. Но это не Вознесенск. К существованию и успехам нынешней Бугской громады отношусь с должным уважением. Ретранслирую эти успехи по всей Украине! При этом с прошлого года у меня легкое недоумение вызывала перспектива объединения Бугской громады в формате: Бугская громада, пос. Вознесенское и с. Григорьевское. Но когда по результатам описываемой встречи к названному выше формату еще "дошивают" существующую Дорошовскую объединённую громаду, Мичуринскую и Щербанивскую путем простого опроса(???!!!!) присутствующих председателей Дорошевской и Мичуринской громад и при этом выносят за скобки город Вознесенск и даже не рассматривают его как центр такой огромной территории, - вводит в ступор!
Что имеем в сухом остатке после того, как будет реализовано все на практике. Апеллирую к расстояниям, деньгам и времени, ничего личного. Просто факты и голая правда! Напомню, Щербанивскую как и Мичуринскую громаду планировалось объединить с Дорошовской громадой в единый пазл. Село Дорошовка, согласитесь, достаточно удобный центр. Кстати так думало и руководство района в 2016 году. Теперь с. Дорошовка ликвидируется как центр Дорошовской громады и пенсионеру-жителю с. Щербани, например, чтобы попасть на прием к председателю своей "новой" Бугской громады, придется совершить путешествие в 44 км с двумя пересадками: сначала в с. Дорошовка, потом проехать через центр другой объединённой громады - город Вознесенск, далее - в село Бугское. Так, или нет?
То есть, для того, чтобы попасть в центр своей громады и получить услуги, придется проезжать транзитом центр другой соседней громады (город Вознесенск), - это потеря времени, денег, расстояния, здоровья, беспрецедентное давление на психику здорового человека. Идея разместить вывеску в Бугском, а административные процедуры от имени Бугской громады совершать в г. Вознесенске не нова. "Громада - "бублик" вокруг г. Вознесенска уже планировалась, только называлась Александровская. С подобным проектом выходили на Минрегион в 2015 году, который выступил категорически против такой авантюры.
Теперь с космическим укрупнением Бугской сельской громады для жителей соседних с Вознесенском населенных пунктов город действительно становится "проходной комнатой". Вопрос, кто будет расплачиваться за "вытоптанный пол"??? Если бы только проблема с "полом"! По большому счету, пока каждая из амбициозных, пусть даже укрупненных сельских громад создаст свою инфраструктуру - пройдут годы, а может и десятилетия. При этом жизненно необходимый спектр услуг в учреждениях медицинской, образовательной, социальной, спортивной, культурной инфраструктуры жители Вознесенского района как и прежде будут получать в городе Вознесенске, жители Первомайского района - в Первомайске, жители Очаковского района - в Очакове. Вот только дотировать городскую инфраструктуру, объекты и услуги придется горожанину из своего кармана!
Знаете, а кого это волнует?!? Если горожан считать "шахтерами", то, действительно, зачем шахтеру мыло?
Как помочь городу, если межмуниципальное сотрудничество в Николаевской области не приживается. Да и вопрос этот больше политический, до очередных выборов представительского органа. Наш Центр в прошлом и в этом году подавал в областной совет и Николаевскую ОГА проект областной программы межмуниципального сотрудничества громад с полностью выложенной текстуальной частью, обоснованием, бюджетом и расчетами ... К сожалению, оказалось ... не интересно, не в приоритете!
Та же ситуация вокруг других городов областного значения. Поддержку водной транспортной связи с Кинбурнской косой и селами Покровской громадой будет обеспечивать г. Очаков своими силами, поскольку причальные стенки находятся именно там, но административно Кинбурн теперь будет относиться к Черноморской громаде. За услугами жители Кинбурнской косы все-таки будут обращаться в г. Очаков, а налоги и туристический сбор оставлять в Черноморской громаде.
Жители села Грушевка (село Грушевка от города Первомайска находится на расстоянии 50 метров) для того, чтобы попасть в центр своей "новой" громады в с. Каменный мост должны будут проезжать через город Первомайск, а потом еще преодолевать путь в 16 км в сторону от города!!! Вопрос: зачем людей загонять в глубинку, если люди, тем более пенсионеры, с. Грушевка последние 50-70 лет все услуги, и в первую очередь медицинские, получали в городе Первомайске?!
Ну, а жители с. Каменка подобный транзитный маршрут проделают через город Очаков, чтобы попасть в свой центр громады в с. Черноморка.
Где элементарная логика?
Создание в Первомайском районе четырех громад, особенно Синюхино-Бродской, на территории которой даже не начинались процедуры объединения, я не комментирую. Головы громад севера-запада Первомайского района, присутствовавшие на встрече, выглядели весьма неуверенно и путались в своих желаниях. Снова же таки, решение принималось путем опроса, когда абсолютно не уполномоченные на то люди высказывались от имени огромных территорий населенных людьми, которые даже не предполагают и не знают какая участь ожидает их (!!!). Слава Богу, хватило понимания оставить с. Лысая Гора за Первомайской городской громадой.
Обращаю внимание, государственная политика в сфере территориальной организации власти в соответствии с п. 2 ст. 11 Закона Украины о добровольном объединении территориальных громад осуществляется в том числе и через реализацию положений Методики формирования самодостаточных территорий громад утвержденной Кабинетом Министров Украины от 8 апреля 2015 г. № 214 https://zakon.rada.gov.ua/laws/main/214-2015-%D0%BF!
Там прописаны четкие позиции, каким критериям должен соответствовать потенциальный центр громады и зона доступности вокруг него. Важные слова - удобство и доступность!
В целом, в принятых на встрече решениях вижу существенные расхождения с упомянутой выше Методикой и ключевыми рекомендациями Минрегиона.
Если спекулировать и манипулировать "добровільністю" дальше - получим очередную карикатуру территориального устройства страны и такую же карикатурную модель местного самоуправления!
Друзья, для того, чтобы не запороть очередную, действительно правильную и выстраданную реформу, давайте придерживаться её первоначальной концепции: формы и содержания в которой она была задумана! В центре концепции этой реформы стоит человек и та громада, в которой мы предлагаем ему комфортно проживать.
Поэтому больше внимания на ожидания! На конкретные ожидания простого гражданина нашей страны. Ну и на здравый смысл, надеюсь, присутствующий в каждом из нас!
скачать dle 12.0
Дата публікації: 28.11.2019 0 1 178
лучший сайт где можно скачать шаблоны для dle 11.2 бесплатно